«Кок-Жайляу» несостоятелен из-за изменения климата и рельефа земли

На фото. Вид канатной дороги на горнолыжном курорте Виллар-сюр-Оллон, Швейцария, 1 января 2017 года

Проект курорта «Кок-Жайляу» превратился в одну из самых обсуждаемых тем в Казахстане и разбил общество на два больших лагеря. Эта тема достигла высшей точки накала на общественном слушании в Алматы 4 ноября 2018 года. А 9 ноября аким мегаполиса Бауыржан Байбек представил проект президентам Казахстана и России на межрегиональном форуме в Петропавловске: «До конца года совместно с французскими и австрийскими консультантами будет завершен бизнес-план круглогодичного курорта «Кок-Жайляу».

Почему большинство горнолыжных курортов исчезнет

А знают ли акимат Алматы и разработчики проекта «Кок-Жайляу», что на Земле идут глобальные изменения климата, из-за которых скоро исчезнет большинство горнолыжных курортов?! Французский горнолыжный курорт Абонданс (Abondance) закрывался из-за таяния снегов и снежных обвалов, вызванных глобальным потеплением. Знаменитые горнолыжные курорты Австрии превратились в зону стихийного бедствия – количество лавин превышает все разумные пределы. Видимо, французские и австрийские консультанты остались без работы у себя на родине, чтобы теперь продвигать проект горного курорта «Кок-Жайляу» в Казахстане, где не обращают внимания на такие очевидные факты.

По всему миру такие курорты теряют свои позиции из-за изменения климата, а у нас хотят их строить! Например, в американских штатах Коннектикут и Массачусетс находятся в общей сложности 17 горнолыжных центров, а результаты исследований говорят о том, что к 2039 году ни в одном из них не будет нормального лыжного сезона даже в том случае, если использовать искусственный снег. Оползень, обрушившийся в августе 2017 года на долину Валь Бондаска в швейцарском кантоне Граубюнден (были человеческие жертвы), поднял в научном мире вопрос о таянии Альп в условиях глобального потепления. Сегодня многие районы Швейцарии, две трети которой занимают горы, подвергаются риску регулярного схода лавин и оползней.

Из-за изменения климата увеличились риски природного характера в горной местности. Об этом есть много информации на сайте Galiya.kz.

Алматинцы забыли, как страшный ураган в мае 2011 года в горах разрушил тысячи деревьев Иле-Алатауского национального парка? Тогда на территории парка «Медеу» произошло падение более 4 тысяч деревьев. Общая площадь пострадавшей территории составила 480 гектаров. Лишь по случайности человеческих жертв было минимально.

В тот день небывалый ураган пронесся по Алматы и Алматинской области, наломав немало дров. Выпал град диаметром в два сантиметра. В городе ветер ломал сотни деревьев, обрывал линии электропередач, валил заборы и срывал кровли крыш. Ветер в горах вырывал деревья с корнями, некоторым из которых по сотне-другой лет. Западнее и восточнее дороги на Медео и Шымбулак лежали поваленные деревья. Такая картина наблюдалась и в урочищах Кимасар, Просвещенец, Горельник, Туюксу, Сырасай, Кок-Жайлау. Кстати, во многих местах поваленные деревья лежат до сих пор.

Масштабы урагана оказались серьезнее, чем можно было представить первоначально. Все специалисты единодушны в одном – такого урагана за все время наблюдений не было. И ураган был одним из «знаков» природы об опасностях в горах.

Появятся реки, горы осядут, будут оползни

По какой причине из «селя» в Алматы в июле 2015 года, начало которого тоже в горах, не извлекли никаких уроков?!

В статье «Истоки «селя» в Алма-Ате» целитель-медиум Галия Керей писала об этих уроках и устье будущей реки Орсол: «Небесные Силы дают предупреждение, а людям решать: продолжать жить рядом с руслами рек или переселяться подальше от них, спускаться с гор или подниматься туда жить. Произошедшее 23 июля 2015 г. явление можно понимать так: Небеса дают людям передышку, чтобы они подумали, будут ли переселяться, что будут делать дальше, чтобы не случались в будущем подобные «предупреждения». Устье реки Орсол находится глубоко под горами, под озером «Безымянное» и озером имени Маншук Маметовой (озером №6).

Устье реки является огромной котловиной, откуда вода из-под земли выходит на поверхность как реки Малая Алматинка, Каргалинка, Карагайлы и другие на той площади, где находится устье Орсол. Этих рек много, они под землей объединяются у выхода из-под земли у конца отрогов. А в северной части вода выходит на поверхность ближе к городу, где начинается устье реки Каменка. Выход воды новых рек и озер в некоторых случаях будет сопровождаться селевыми потоками, потому что их истоки забиты камнями. Река идет из-под земли под большим давлением, чтобы выйти на поверхность, поэтому выход воды кажется как сель. После выхода вода двинется по своему исконному руслу и дальше по своим подземным путям и соединится с общей водной системой». («Орсол» – общее название будущих рек не только в Казахстане, но на всей Земле, которые будут различаться по местности).

По проекту «Кок-Жайляу» Галия Кажигалиевна дала такой комментарий: «По информации, полученной от Небесных Сил, вкладывать деньги туда, где не нужно – не стоит. В том месте, где планируется строить «Кок-Жайляу», формируются русла рек Орсол, поэтому курорт там не должен быть. В том районе имеются речки – они являются основой для будущих больших рек. На Кок-Жайляу берет начало речка Терисбутак – это тоже признак будущей «рыхлости» почвы, оползней в горах и т.д. Из-за изменения рельефа земли, климатических изменений горы осядут, будут оползни. Тем более местность Кок-Жайляу окажется между устьями реки Орсол и будущим озером Есік, которое появится после Орсол. Но если состоится строительство курорта, то деньги выбросят на ветер».

Наглядный пример, как горы оседают, что вызывает оползни, – это строительство Международного комплекса лыжных трамплинов «Сұңқар», который построили на склоне горы чуть выше проспекта Аль-Фараби, в районе Ремизовки. В мае 2016 года там произошло чрезвычайное происшествие: гора просела, оползни сошли на будущую лыжную трассу, накрыли автодороги, и дома алматинцев оказались под угрозой. Кстати, и на Шымбулаке часто происходят оползни.

На сайте Galiya.kz есть ряд материалов с предупреждением: когда на Земле происходят на редкость сложные геологические процессы, мешать им не следовало бы. Для иллюстрации: во время наводнения в ряде районов Северного Казахстана строили дамбы, но вода пробила свой путь и разлилась по всей территории Северного Казахстана, затапливая даже там, где не должна была появляться на равнине. По этой причине, например, нет необходимости строить дамбу в Атбасаре – это преграда для поступающей  воды, которая ищет свое русло и будет рушить все на своем пути, в том числе и дамбу.

И как сказала Галия Керей: «Строить дамбы, искусственный водоем на Кок-Жайляу нельзя по вышеуказанной причине. По проекту «Кок-Жайляу», для обеспечения снежных пушек водой будут построены дамбы – будет искусственный водоем. При оседании и движении почвы возможен прорыв дамбы, и поток воды снесет все на своем пути, в том числе построенные здания».

Зимние игры идут к своему закату

Проект «Кок-Жайляу»

В целом зимние игры идут к своему закату. Убедительный пример – игры в Ванкувере в 2010 году, которые чуть не сорвались, когда накануне олимпиады горнолыжный курорт затопило ливнями. Дожди в самом разгаре зимы чуть не сорвали и зимние Азиатские игры в 2011 году (Азиаду) в Алматы.

Если проследить за конкурсами на проведение зимних Игр, то в последнее время многие страны по разным причинам отказались от участия в них. К примеру, на право проведения прошедшей зимней Универсиады-2017 претендовали только Италия и Казахстан, однако за неделю до объявления результатов правительство Италии приняло решение снять свою кандидатуру.

Аналогичная ситуация была и в проведении конкурса XXIV Зимних Олимпийских игр (2022 г.). Под разными предлогами сняли свои кандидатуры Стокгольм, Осло, Краков. По результатам референдума отказались швейцарцы и немцы, украинцы – из-за политической обстановки. Среди желающих принять участие в конкурсе было немало стран с опытом проведения зимних игр (США, Канада, Финляндия, Франция и др.). Но трезвая оценка ситуации победила – они своевременно отказались от чести проведения Игр и т.д.

Однако в отказе многих стран от участия за право проведения зимней Олимпиады кроме финансовых проблем – климатические изменения, хотя это не афишируется.

В «Книге Луны о новой модели жизни» (2004 г.) и на сайте Galiya.kz есть информация об «уходе» зимнего периода, которая подтверждается небывалыми теплыми зимами, зимними дождями в последние годы на юге Казахстана. Однако наши власти с упорством, достойным лучшего применения, не обращают внимания на явные признаки нового климата. В итоге Алматы может понести финансовые, спортивные, имиджевые и иные потери.

В конце 2016 года была новость о том, что горнолыжный курорт «Табаган» выставлен на продажу. За участок общей площадью 94 гектара с горнолыжными трассами, канатной дорогой и другими объектами продавец просил чуть более 2.1 млрд тенге (около 6 млн долларов). Курорт находился в залоге у банка и выставлен на продажу из-за неплатежеспособности владельца. Выходит, горнолыжные курорты – убыточны? Для сравнения, бюджет строительства курорта на Кок-Жайляу – 230 млн долларов или 85 млрд тенге.

P.S. Плато Кок-Жайляу находится на территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка и расположено с востока на запад между Малым и Большим Алматинскими ущельями, в 10 км от города (выше микрорайона «Орбита»), на высоте 2 300 метров.

Дастан Ельдесов

15 ноября 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − = 2