Чем ближе 21 декабря 2012 года, дата якобы конца света по календарю индейцев майя, тем больше в обществе нарастает нервозность. По всему миру «победным шествием» идет миф о конце света, навеянный «знаменитым» календарем. Соответственно к нему готовятся кто на что горазд: кто покупает подземные бункеры, кто – ковчег, кто меняет местожительство, а кто запасается свечками, консервами, крупами…
Синдром апокалипсического психоза
Если не считать сезонных наводнений в некоторых регионах Казахстана за последние годы, нашу страну обходят крупные природные катаклизмы. Возможно, поэтому у нас вроде не наблюдалось особого ажиотажа по теме апокалипсиса. Однако с конца ноября в Алматы поползли слухи не о конце света, а о разрушительном землетрясении в южной столице. Привычные к таким слухам алматинцы на волне апокалипсического синдрома стали тоже готовиться к концу света, скупая предметы первой необходимости.
Когда в конце ноября я зашел в банк для оплаты коммунальных услуг, был удивлен: зал был почти пустой. Всегда – и зимой, и летом – в конце месяца была многолюдная очередь. Через некоторое время мое удивление сменилось разочарованием: люди решили повременить с оплатой квартплаты, налогов, штрафов. Ведь написали же в многотиражной газете «Время»: «В самом большом городе Казахстана апокалипсис может наступить в любой момент, без предупреждения древних цивилизаций» – зачем тогда платить-то?
Проект Нью-Васюки в Капшагае
Руководитель Центра биофизической экологии Виктор Инюшин не был бы Инюшиным, если не предлагал бы проекты по спасению Алматы от мнимой опасности, которую сам и раздувает. «Мы уже лет 15 говорим о том, что в Капшагае следует расположить крупный спасательный отряд, – утверждает профессор биофизики. – Кроме того, там надо построить аэростатные станции. Десятки дирижаблей можно использовать и для эвакуации людей, и для разбора завалов. Конечно, это дорогостоящая и немного фантастическая идея. Но речь идет о спасении тысяч людей. В случае чего аэростаты прилетят в Алматы в течение часа и хотя бы выведут из-под удара стариков и детей».
Эта идея очень дорогостоящая и фантастическая. После 30-х годов прошлого столетия строительство и эксплуатация дирижаблей пришли в упадок из-за их дороговизны и громоздкости – чего стоят одни ангары для них. В основном они используются для рекламы. Лишь в последнее время идут работы по их усовершенствованию и практическому применению. Однако фантастичность замысла Инюшина заключается и в том, что в дирижаблях нет никакой надобности – при всем желании в Алматы не будет сильных землетрясений.
Биоэнергетик из Алматы Галия Керей, которая работает на основе информации из космоса по изменению климата, комментирует прогнозы и проекты Инюшина: «В последнее десятилетие идет кардинальное изменение климата, которое меняет не только характер природных катаклизмов, но и географию их распространения. Казахстан находится под защитой Небесных Сил, поэтому в нашей стране не происходят большие природные и техногенные катаклизмы. За 20 лет работы Небесных Сил основные разломы в Алматинском регионе «зашиты». В последние годы наблюдалось немало мелких землетрясений: ими «зашивались» разломы, и их картина изменилась к лучшему. Мелкая «рябь» толчков свидетельствует о нейтрализации прежних очагов. Если будет составлена новая карта сейсмического районирования Алматы, то старых тектонических разломов не найдут – их уже нет. Нейтрализаторы («поглотители денег») Инюшина – не безобидный проект. Огромные 20-30-тонные установки, например, раздражают земную поверхность, вновь порождая разломы, которые уже «закрыты», не говоря об их бесполезности и «закопанных» финансах. В ряде статей мы писали о невозможности разрушительного землетрясения в Алматы в силу отсутствия разломов, поэтому нет необходимости и в дирижаблях».
Наши сейсмологи, ученые должны нести ответственность за свои несостоявшиеся прогнозы, за свои фантастические проекты – хотя бы уйти в отставку без права работы в этой области. Если еще просчитать риски, которые нанесла информация Инюшина о разрушительном землетрясении, то будет повод и для других претензий. В частности, есть вопрос о возможной экономической ответственности за нагнетание апокалипсического психоза: сколько неоплаченных коммунальных услуг, налогов, штрафов, заработной платы и других платежей, ненужной и затратной подготовки населения к «концу света», невыхода на работу и т.д. Не говоря о росте числа психических заболеваний, невроза, депрессии, скоропалительного переезда из Алматы и др.
Дастан Ельдесов
12 декабря 2012